Понятие, порядок принятия и значение уголовного закона.

Понятие, порядок принятия и значение уголовного закона.

Уголовный закон РФ – это официально опубликованный и введенный в действие нормативно-правовой акт, принятый высшим законодательным органом (Государственной Думой РФ) в соответствии с Конституцией РФ и иными федеральными законами, содержащий нормы уголовного права.

Уголовный закон определяет общие положения уголовного права, задачи, принципы и основания уголовной ответственности, а также устанавливает, перечень общественно опасных деяний, признаваемых преступлениями и виды наказания, подлежащим применению к лицам, которые совершили преступления.

В научной литературе зачастую утверждается о том, что уголовный закон является основным, но не единственным источником уголовного права. Кроме него к источникам уголовного права относят нормативные толкования уголовного закона, официально даваемые органом высшей законодательной власти, а также вырабатываемые в ходе правоприменительной деятельности разъяснения Пленума Верховного Суда РФ. Источником норм уголовного права, которые относятся к его Особенной части, описывающих объективные и субъективные признаки преступных деяний и устанавливающих за их совершение виды и размеры наказаний, является уголовный закон.

Многие десятилетия в науке уголовного права уголовный закон трактуется неоднозначно. Так, русский криминалист А.Ф. Кистяковский писал о том, что “уголовным законом называется постановление, которым повелевается или запрещается что-либо под страхом наказания”. Он говорил, что уголовный закон только лишь форма выражения уголовного права, представляющую собой совокупность понятий данного народа в конкретный период его развития о правомерном и недопустимом поведении. По мнению А.Ф. Кистяковского, “процесс создания уголовного закона не зависит от воли законодателя, которому приходится только лишь закреплять родившиеся или вызванные потребностями общества понятия о правом и неправом, возникшие в результате развития общественных отношений”.

В современных условиях уголовный закон РФ выражает интересы и волю большинства населения страны.  Так, ч. 1 ст. 3 Конституции РФ устанавливает, что вся власть в РФ принадлежит ее многонациональному народу, который одновременно с этим является носителем суверенитета и единственным источником власти. Народ осуществляет свою власть непосредственно, т.е. путем участия в выборах (референдумах), либо опосредованно – через парламент и систему иных органов государственной власти, а также систему органов местного самоуправления. Вышесказанное дает основание полагать, что уголовный закон выражает мнение большинства ее многонационального народа относительно преступности или правомерности того или иного деяния, об общих положениях уголовной ответственности, его задачах и принципах, о видах и размерах уголовных наказаний.

В нашей стране, по сложившейся в законотворчестве многолетней традиции, уголовный закон принимается в виде систематизированного (кодифицированного) законодательного акта, именуемого Уголовным кодексом. В военное время допускается принятие дополнительного самостоятельного уголовного закона, устанавливающего уголовную ответственность за преступления против военной службы, которые были совершены в военное время или в боевой обстановке.

Уголовный Кодекс РФ представляет собой нормативно-правовой акт федерального значения, который принимается в порядке, установленном Конституцией РФ. Федеральный характер уголовного закона выражается в том, что он принимается исключительно высшим органом законодательной власти России и имеет действие на всей территории РФ.

Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ все законы и иные правовые акты, принятые в России, не должны вступать с ней в противоречие. Все законы подразделяются на федеральные законы, федеральные конституционные законы, а также законы субъектов РФ. Уголовные закон не носит конституционного характера. Исключением являются лишь конституционные положения уголовно-правового характера, регулирующие условия допустимости применения смертной казни в качестве вида наказания за совершение преступления, недопустимости повторного осуждения за одно и то же деяние, а также освобождении от обязанности свидетельствовать против себя, своего супруга или близких родственников и т.д.

Субъектами, обладающими правом законодательной инициативы в вопросе принятия уголовного закона (как и любого другого федерального закона), являются: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суду РФ в сфере их ведения. Проекты законов вносятся в нижнюю палату Федерального Собрания РФ – Государственную Думу, а те из них, которые в процессе исполнения потребуют расходы федерального бюджета, могут быть внесены только вместе с заключение Правительства Российской Федерации. Федеральные законы принимаются Государственной Думой РФ большинством голосов депутатов, если иной порядок не предусмотрен Конституцией РФ. Законы, принятые Государственной Думой РФ, в течение пяти дней передаются на рассмотрение в Совет Федерации.

Уголовный закон, как и любой другой федеральный закон, считается одобренным Советом Федерации, если: за него проголосовало более половины его членов, или в течение четырнадцати дней он вовсе не был рассмотрен Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Если уголовный закон отклонен Советом Федерации, обе палаты (Совет Федерации и Государственная Дума) могут создать комиссию для разрешения возникших разногласий, после чего уголовный закон подлежит рассмотрению Государственной Думой повторно.

В случае, если Государственная Дума не согласна с решением Совета Федерации уголовный закон (как и любой федеральный закон) считается принятым, если в результате повторного голосования в Государственной Думы он получил одобрение не менее двух третей голосов депутатов.

Принятый уголовный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для его подписания и опубликования. Президент РФ должен подписать и обнародовать его в течение четырнадцати. Если в течение этого срока Президент РФ отклоняет его, то он заново возвращается на рассмотрение в Государственную Думу и Совет Федерации. Если ранее принятая редакция уголовного закона при повторном рассмотрении будет одобрена большинством (не менее двух третей) голосов от общего числа членов двух палат Федерального Собрания, он подлежит подписанию Президентом РФ  и опубликованию в течение семи дней без права его отклонения.

Уголовный закон (Уголовный Кодекс РФ) – систематизированный нормативно-правовой акт, составляющий юридическую базу борьбы с преступностью. Уголовный закон, определяет общие положения и принципы уголовного права, описывает объективные и субъективные признаки деяний, признаваемых преступлениями, и устанавливает конкретные виды и размеры наказаний за их совершение, тем самым формулирует ориентиры для правоохранительных органов, основной задачей которых является:

> обеспечение в каждом конкретном случае обнаружения признаков преступления и назначение виновным справедливого наказания в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом и Уголовным кодексом РФ;

> отказ от уголовного преследования лиц, непичастных к совершению преступления, освобождение их от уголовной ответственности и от наказания необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, их реабилитация.

Таким образом, значение уголовного закона состоит в том, что он побуждает соответствующие правоохранительные органы выявлять и раскрывать преступления, создает им для этого необходимую юридическую базу, позволяет разграничивать преступное и правомерное поведение, избирать наиболее целесообразную и справедливую меру уголовно-правового воздействия на лиц, которые совершили преступления, а также содействует обеспечению законности в процессе борьбы с преступностью.

Уголовный закон устанавливает запреты и дозволения, обязанности и поощрения уголовно-правового характера, которые, в результате их доведения до всеобщего сведения путем официального опубликования, воздействуют на сознание и волю граждан РФ, иностранных граждан, а также лиц без гражданства, побуждают их действовать в соответствии с ними. Таким образом, уголовный закон уже самим фактом своего существования оказывает предупредительно-воспитательное и регулирующее воздействие на людей.

В современных условиях уголовный закон в целом следует рассматривать в качестве юридической базы, принятой в целях противодействия преступности, как средство охраны самых важных общественных отношений, которые складываются между людьми в процессе их деятельности, в функционировании которых заинтересовано все общество.

Подведем итог! Уголовный закон – это официально опубликованный и введенный в действие федеральный нормативно-правовой акт, предусматривающий юридические нормы, которые определяют, какие деяния и при каких условиях признаются преступлениями, а также какие виды и размеры наказания должны применяться к лицам, совершившим данные деяния. Уголовный закон принимается Государственной Думой, одобряется Советом Федерации, а затем подписывается Президентом РФ в порядке, установленном Конституцией РФ. Значение уголовного закона состоит в том, что он является юридической базой в сфере борьбы с преступностью, определяет преступное и правомерное поведение. Он оказывает предупредительно-воспитательное воздействие на поведение людей, регулирует общественные отношения, которые складываются между лицом, совершившим преступное деяние, и государственными органами, осуществляющими борьбу с преступностью.

Опубликовано: 02/08/2014