Постоянные звонки коллекторов: законно ли это, что делать

Постоянные звонки коллекторов: законно ли это, что делать

Телефонный терроризм или заслуженное наказание?

Когда заемщик перестает исполнять свои долговые обязательства по кредитному договору, у банка есть выбор: обратиться сразу в суд или попытаться вразумить должника с помощью коллекторов. Последний вариант используется гораздо чаще, поскольку в эффективности такого метода не приходится сомневаться. Но то, какими способами достигается оплата после общения с коллекторами, вызывает у многих большой вопрос. В этой статье обсудим, когда пора бить тревогу и куда обращаться по поводу телефонного произвола.

Кто имеет право настаивать?

По закону коллектору имеют право звонить должнику и даже встречаться лично установленное количество раз, но только с одной целью – проинформировать неплательщика о том, что у него есть кредитные обязательства. Все другие методы со стороны сотрудников такого агентства будут считаться нарушением закона, в том числе и уголовного.

В каких случаях действия коллекторов являются незаконными:

  1. Звонки поступают не в установленное время (раньше 8 утра и позже 22 часов)
  2. Пытаются связаться по телефону чаще одного раза в сутки
  3. Назначают встречи более одного раза в месяц
  4. Спамят смс-сообщениями
  5. Не представляются сами и не называют свою организацию
  6. Угрожают физической расправой и хамят должнику
  7. Сообщают о задолженности родственникам, соседям или на работу неплательщика
  8. Расклеивают информацию о долге на дверях и стенах подъезда

Важно: для того чтобы зафиксировать факт нарушения ваших прав со стороны коллекторов, старайтесь записывать все телефонные и личные разговоры с ними. Главное – заранее предупредить оппонента, что ведется запись беседы, тогда это можно использовать в полиции и суде.

Помните, что если коллекторы соблюдают все установленные законом правила совершения звонков, вы не должны оскорблять их со своей стороны и игнорировать факт задолженности, это скорее приведет вас в суд, чем освободит от оплаты долга.

Ни в коем случае не замалчиваем преступления

В тех случаях, действия коллекторского агентства неправомерны, а его сотрудник позволяет себе выйти за рамки простого информирования о суммы вашей задолженности, у вас появляется возможность пожаловаться на этот факт сразу в 5 инстанций. Для того чтобы написать жалобу правильно, понадобится образец.

Куда можно направить жалобу на коллекторов за звонки:

  1. Полиция – в случае поступления угроз жизни и здоровью должника
  2. Прокуратура – при нарушении порядка совершения звонков (если сообщают о долге третьим лицам)
  3. Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств
  4. Центробанк (по горячей линии можно узнать, как подать жалобу, её принимают только лично)
  5. Роскомнадзор (нарушение установленной периодичности звонков или времени их совершения и разглашение банковской тайны)

Обращения в каждую из указанных инстанций должны быть рассмотрены в течение 30 дней, после чего заявителю поступит письменный мотивированный ответ о принятых ими мерах или об отказе в удовлетворении жалобы.

Внимание: если вам неправомерно отказывают в возбуждении уголовного дела или принятии других мер, такой отказ можно обжаловать путем обращения в прокуратуру. После проведенной проверки примут окончательное решение об уголовном преследовании нарушителей.

Готовим грамотное обращение

К составлению жалобы по факту нарушения ваших прав коллекторами есть ряд требований, без соблюдения которых она не будет рассмотрена и удовлетворена. В первую очередь, это касается способа составления: принимаются только письменные обращения, подписанные лично заявителем.

Содержание обращения:

  1. Укажите наименование органа, в который вы обращаетесь, в шапке заявления
  2. Потребуется написать свои данные: ФИО, адрес прописки, контактный телефон
  3. Подробно изложите суть вашей претензии к коллекторскому агентству
  4. Если есть информация об организации-виновнике, не забудьте ее указать
  5. При наличии документальных подтверждений нарушения, направьте их вместе с жалобой
  6. Объявите свои требования к органу, который будет рассматривать заявление
  7. Поставьте дату и подпись

Совет: в некоторые учреждения можно направить обращение дистанционно, например, на сайте прокуратуры предусмотрена форма для принятия жалоб. Но в другие придется приехать лично.

Если по вашему обращению не было предпринято никаких действий, а коллекторы продолжают также бесчинствовать, смело направляйте исковое заявление в суд. В ходе разбирательств выяснят, почему госорганы не приняли никаких мер, а должностные лица будут нести ответственность за допущенную халатность.

Подводим итог

Деятельность и возможности коллекторов с недавнего времени подверглись регламентации законом. Отныне каждый их шаг продиктован рядом условий и требований, однако, не все агентства чтут и соблюдают правила, нарушая тем самым и закон, и права должников.

Если коллекторы начали звонить вам очень часто, в ночное время или угрожают расправой и разглашением вашей задолженности, обратитесь с жалобой сразу в 5 учреждений, которые призваны разбираться с подобными нарушениями.

Опубликовано: 25/10/2019