Регистрация товарного знака в России

Регистрация товарного знака в России

Регистрация товарного знака в РФ на сегодняшний день выступает единственным методом защиты продуктов интеллектуальной собственности. Однако это хлопотный и требующий времени процесс. Поэтому прежде чем приступить к его оформлению, следует изучить все нюансы и оценить риски.

Начнем с главного — что же такое товарный знак.

Согласно ст. 1477 Гражданского кодекса России, это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юрлиц и/или ИП.

Типы товарных знаков:

  • словесный — самый распространенный тип, составляющий около 80% (личные имена, аббревиатуры, вымышленные названия);
  • изобразительный, представляющий абстрактные или конкретные изображения;
  • комбинированный, содержащий словесную и изобразительную составляющие в разных вариациях;
  • иные (звуковые, световые обозначения, голограммы и др.).

Следует отметить, что нормы действующего законодательства не предусматривают обязательной государственной регистрации товарного знака для его дальнейшего использования. Однако в целях защиты от плагиата все больше фирм и предпринимателей прибегают к услуге регистрации товарного знака в России. В нашей стране уполномоченным органом по регистрации товарного знака является Роспатент (официальный сайт министерства – rupto.ru).

Совет! Целесообразно заняться разработкой и регистрацией товарного знака на начальном этапе становления фирмы, т.е. перед тем, как ее товары (услуги) начнут приобретать широкую популярность.

Процедура регистрации товарного знака

1 этап — проверка уникальности

На первоначальном этапе следует убедиться, что средство индивидуализации ваших товаров является уникальным. Можно проверить товарный знак с помощью онлайн-сервисов (таких как msp-patent.ru, znakoved.ru и др.). Для достижения максимального результата целесообразно осуществлять поиск не только по исходному наименованию, но и по его транслитерации, отдельным частям составных слов, значению слова или выражения на другом международном языке (например, на английском), семантически схожим обозначениям.

Совет! Даже при выявлении по результатам онлайн-проверки аналогичного товарного знака не нужно сразу падать духом. Следует учесть также, какие товары или услуги индивидуализирует данный товарный знак. В случае, если они отличны от предлагаемых вами, регистрация возможна.

2 этап — оформление заявки на регистрацию товарного знака

Заявка заполняется по специальной форме и должна содержать:

  • заявление о регистрации прав на товарный знак в РФ с указанием ФИО (наименования) заявителя, его местожительства (местонахождения);
  • заявляемое обозначение;
  • список товаров (услуг);
  • описание вышеуказанного обозначения.

Данные документы представляются в одном экземпляре, а изображения товарного знака — в двух.

Обязательное условие при подаче заявки — согласие заявителя на обработку персональных данных Роспатентом, что подтверждается его подписью на документе. При подаче заявки в электронной форме она подписывается ЭЦП.

Наиболее затруднительным при оформлении заявки является правильный выбор класса товаров или услуг, подлежащих индивидуализации, из имеющегося перечня, содержащего 45 различных классов. Здесь нужно быть особо внимательным и выбрать только те, которые действительно будут применяться, ведь при выборе более 5 классов за каждый последующий класс требуется доплата. Кроме того, в случае судебных разбирательств придется доказывать использование товарного знака по каждому из выбранных классов.

Также вы должны представить документ об оплате госпошлины за регистрацию заявки — 3500 руб. При этом наименование заявителя и плательщика пошлины должны совпадать, иначе документы могут не принять.

После этого Роспатентом выдается уведомление о подтверждении принятия заявки к рассмотрению.

Способы подачи документов

На сегодняшний день доступно несколько вариантов подачи пакета документов:

  • путем личной явки в Роспатент;
  • почтовым отправлением комплекта документов;
  • факсимильной отправкой (с последующим представлением оригиналов документов);
  • через интернет-портал Роспатента (rupto.ru);
  • через сайт Госуслуг (gousulugi.ru).

Обратите внимание! Правовая защита товарного знака осуществляется с даты подачи заявки, т.е. в отношении ранее поданных заявок действует приоритетный порядок перед последующими.

В связи с этим, выбор электронного способа подачи заявки представляется наиболее оптимальным. Кроме того, госпошлина за регистрацию товарного знака онлайн на 30% меньше предусмотренной в обычном порядке.

После выдачи уведомления заявка отправляется на экспертизу, длящуюся около года (12-14 месяцев), по результатам которой выносится решение о регистрации или об отказе в регистрации товарного знака.

4 этап — получение решения

В случае принятия Роспатентом положительного решения требуется оплатить еще одну госпошлину — за регистрацию товарного знака: 16000 руб. плюс 1000 руб. за каждый из дополнительных классов (свыше 5-ти). После подтверждения оплаты в течение 2-3 месяцев выдается свидетельство.

Таким образом, ориентировочный срок регистрации товарного знака в Роспатенте составляет от 14 до 19 месяцев.

К сожалению, нередки ситуации получения отказа в регистрации. В большинстве случаев это происходит при самостоятельном прохождении процедуры. При этом теряются не только денежные средства (приходится дважды уплачивать пошлины), но и время, т.к. устранение несоответствий при получении уведомлений об исправлениях может привести к задержке сроков.

При получении отказа возможно обжалование решения, при котором подается мотивированное возражение в Палату по патентным спорам Роспатента. Процесс обжалования длится около 4-х месяцев.

Опубликовано: 14/10/2018