Малый бизнес - это бизнес, организованный лицом, зарегистрированным как индивидуальный предприниматель, либо организованный в форме юридического лица (организации), главным отличием которого является ограниченный размер прибыли (не более 800 млн руб. в год) и небольшая численность работников (до 100 человек).
Для занятия физическим лицом какой бы то ни было предпринимательской деятельностью он должен пройти процедуру государственной регистрации и получить статус индивидуального предпринимателя.
Порядок регистрации:
- При подаче заявления необходимо выбрать вид деятельности, которой планируете заниматься, согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД);
- Подать документы (заявление о государственной регистрации, копия паспорта, квитанция об уплате госпошлины);
- Произвести регистрацию в Федеральной налоговой службе (в своём районе);
- Получить документы в ФНС (ИНН, лист записи в Едином государственном реестре ИП);
- Получить разрешение на ведение конкретного вида деятельности (если такая деятельность требует наличия спец. разрешения);
- Заказ личной печати;
- Открыть в банке расчетный счёт.
Особенности
Малый бизнес - важная составляющая успешной экономики государства. Малое предпринимательство во многом отличается от крупного бизнеса. Главным образом своей мобильностью и гибкостью, в противовес другим сегментам, где при закупке дорогостоящей техники и оборудования нет возможности быстро скорректировать бизнес-план, так как было затрачено много средств. В случае банкротства малый бизнес не так сильно ощутит потери, как средний или крупный бизнес.
Предприниматели ради получения выгоды и самореализации открывают новые ячейки экономики, в последующем пользующиеся очень большим спросом. Минусом является неравномерно сконцентрированные распределения по стране. Приблизительно 30% фирм, зарегистрированных как индивидуальный предприниматель, осуществляют свою деятельность в Центральном федеральном округе.
Малый бизнес не служит основным двигателем экономики, его функции не затрагивают жизненно необходимых секторов, таких как медицина или транспортная инфраструктура. Однако для предпринимателей это шанс развиваться и снабжать более крупные компании продуктами своего предпринимательства.
Заинтересованность малым бизнесом
Нежелание работать на посторонних людей, стремление воплощать какие-то идеи в жизнь, развивать своё дело и получать с него прибыль приводит к появлению на рынке новых предпринимателей. И выбор в 80% ложиться на малое предпринимательство. Это обусловлено:
- Гибкостью малого предпринимательства - постоянно меняющийся рынок спроса принуждает производителя подстраиваться, в условиях малого бизнеса это сделать проще, чем с крупным бизнесом. Малый бизнес моментально подстраивается под любые условия, диктуемые потребителем;
- Для старта достаточно небольшой суммы. Никаких масштабных вложений не нужно. Необходимые транспорт и недвижимость берутся в аренду.
- Благодаря узкой направленности малый бизнес способен более детально удовлетворить интересы населения, на потребности которого рассчитан бизнес;
- Прозрачный и быстрый круговорот вложений;
С какими проблемами может столкнутся малый бизнес:
- Согласно аналитическим данным, основной проблемой является отказ индивидуальных предпринимателей и небольших фирм от работы с отечественным товаром. Упор делается на зарубежную продукцию, что несомненно ведёт к спаду российской экономики.
- Не сформированная полностью система законодательства, коллизии законов, т.е. противоречия в законодательных актах, регламентирующих сферу малого бизнеса.
- Работа предприятий по "серой" системе - идёт систематическое уклонение от уплаты налогов путём сокрытия реальных доходов в декларации.
- Отсутствие стратегии финансирования малого предпринимательства - кредиты решают такие вопросы, только формой их обеспечения является предоставление заемщиком залога. Понятно, что не каждый начинающий бизнесмен готов заложить своё имущество ради дела, которое неизвестно, принесёт ли ему прибыль в дальнейшем.
Исходя из этого, существует некоторая нестабильность малого предпринимательства в России: нехватка финансов, существование в тени (без возможности открытой конкуренции на экономическом рынке) и плохо продуманный бизнес-план зачастую приводят к недолговечности и скорому сворачиванию бизнеса.